Терни (vera_bokova) wrote,
Терни
vera_bokova

Category:

Еще про княгиню Ольгу

Читала про житие княгини Ольги, встретила упоминание про место рождения княгини:
"Святая и блаженная и великая княиня Олга руская родися во Плесковскои стране, в веси, зовомыя Выбуто. Отца имяше неверна сущи, такоже и матерь некрещену от языка варяжска, от рода не от княжска, ни от велмож, но от простых бяше человек. О имени же отца и матере писание нигде же не изъяви, но толико в повестех мнозех обношашеся. О рожестве блаженныя княгини Ольги и о житии ея, яко Выбуцкая весь изнесе святую и породи."

Поискала на карте, нашла, деревню Выбуты, а про нее нашла интересный пост в ЖЖ.
Текст жытия написан скорописью, с ильными сокращинеиями слов.  В указанном вверху источнике пропущенные писцом буквы вставлены в скобках но это очень усложняет чтение. Я сочла возможным эти скобки убрать.
Не перестаю восхищаться: в удивительное время живем, масса информации доступна и может быть быстро найдена. Лет тридцать назад для того чтобы выяснить есть ли сейчас такая деревня, понадобилось бы долго лазить по карте (а сперва - найти еще подробную), а потом - разве что поехать самому и посмотреть. А теперь - пять минут, и ты окунулся в атмосферу родины княгини Ольги.
А следующем абзаце статьи найдется новое название и ты снова можешь все о нем узнать за пять минут.

Да, и там, в ЖЖ, интересная легенда о знакомстве князя Игоря и Ольги:
"Предание повествует, что однажды молодой киевский князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь хотел переправиться на другой берег, но рядом не оказалось лодки. Вскоре он увидел плывшего по реке в лодке юношу и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел что это не юноша вовсе, а молодая красивая девушка. Она ему очень понравилась и он сделал ей неприличное предложение. Но юная красавица не только ответила ему отказом, но и сильно пристыдила его за нечистые помыслы. Молодой князь до того изумился твердости ее характера и мудрости ее речей, что при расставании подарил ей перстень со своей руки и пообещал, что они еще встретятся. И когда ему пришла пора женится, он послал сватов именно к ней. "
Надо сказать, легенду эту я не знала, но она сразу показалась мне очень правдоподобной. Ну какая можеть быть норманка Хельга если известно название деревни. Оно же немогло взяться ниоткуда.
И по мнению автора вот этой статьи "историки спутали и смешали воедино двух княгинь: Олгу-Прекрасу и Хельгу-Росвиту, из-за чего и получилась невообразимая путаница."

Ну а на фоне того, что жители еврейского Коростеня явно подтасовали легенду о кровавой тризне Ольги, в нее верится очень избирательно. :) Князь-то погиб, но были ли таковыми жертвы убивших его? Ведь житие говорит нам:
"Бяше же блаженная княгиня руская Олга образом тиха, и кротка, и любима ко всем, такоже и мудра зело, аще и в неверствии суще и бога не знающе, творца небу и земли. Князь же рускии Игорь поня ю за ся за премногую ея премудрость и добронравие."
И, опять же стал бы Иван Цемисхий в Константинополе за нее свататься, будь она жестокой стервой? Ну не за-ради же бог весть где лежащих суровых северных земель. Красива была княгиня. Сколько ей было лет когда она ездила в Константинополь, мы достоверно не знаем.

По времени же родися сын има Святослав, еще бо в неверствии има суще.
Мне всегда казалось странным: если Ольга была норманка и Игорь был норманец, то чего у них сына звали славянским именем? Или они перевели традиционное для них имя на местное наречие? Но если считать Ольгу русской, а Игоря обрусевшим норманом (или вовсе бодричем-лютичем каким), то имя их сына, Святослав, становится вполне логичным.

А вот еще интересное место.
"Таже посем;святая благоверная великая княгиня Елена [христианское имя Ольги] благодатию Христовою прииде на место на конец Плесковы реки и Великиа и возлюби е велми. Бяше же на месте том лес велик, и дубравы многы прилегли бяху к месту тому, и на месте же том виде лучю трисиятелнаго божества. И ту помолився святая господу богу и постави крест на месте том, крест же той стоит и до сего дни на том месте в память ея."
Река Пскова впадает в Великую в самом центре Пскова, а на мысу расположен Псковский Кром.
Согласно Вики:
"Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X-XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV - начало XVI веков). Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли."
Увы, про возведенный княгиней крест нигде не пишут. Да и где ж ему сохраниться, тысячу лет деревянному? И ставился он для того, чтобы на том месте поле был возведен храм Троицы. Храм стоит, четвертая его версия.
Но я про "трисиятелный крест" и его корни в русском язычестве после как-нибудь напишу. Я его для себя звала трехликим,  это подобие збручского идола, но уже привязанное не к солнцу, а к христианской троице. И до 12-го века были популярны в славянском мире энкалпионы и тремя ликами, как бы развертка  збручского идола. Думаю, "трисиятельный крест" был похож на энколопионы того времени



И  ныне ведь кресты на православных церквах имеют центром солнце.


А лики на плечах креста выродились в трилистники, не знаю, что означали расширения/перекладинки вокруг утолщения на котором помещался лик, но они постепенно утолщились и стали боковыми лепестками.
У католиков же нет ни утолщений на крестах, ни солнца. Да и Троицу они практически не вспоминают.

Через нескольк олет, после того как Ольга умерла, где-то году то ли в 989, то ли в 191-м, ее внук, князь Владимир перезахоронил ее в только что выстроенную княжескую усыпальницу в Десятинной церкви:
князь Владимер взя честныя и священныя мощи святыа княгини Олги со псалмопением и с фимияном, и положи в церкви Святыя Богородица честно во гробе камене мале. И на верху честнаго гроба того оконце сотворено бяше, и ту видят тело блаженныя великиа княгине Олги лежаще цело и тлению непричастно и благодатию Святаго Духа светяшеся яко солнце. Да иже кто с великою верою приидет к честному гробу святыя, и оконце то, иже на гробе святыя, само себе отверзется, и видят честное тело цело, и мнози приемлют нескудно исцеление, а цем же кто недугом одержим бяше, и вси равно исцеляхуся от священных мощей святых, и отходят в домы своя радующеся и славляху бога и пречистую /л. 474/ богородицу и святую великую княгиню Олгу. О дивное и страшное и преславное чюдо, братие, и похвалы всякиа достойно: тело честное и святое во гробе цело, аки спя, почивает!

И понеслась.
В 1169-м церковь была разграблена в процессе междуусобной войны, потом она пострадала в 1203-м году. После была церковь разрушена во времена татарского нашествия в 1240-м году.
Впрочем, может, Батый ее может и не рушил. Есть свидетельства, что доблестные киевляне влезли на храм, спасаясь от врагов, и кровля под их тяжестью рухнула.
После была выстроена деревянная церковь простоявшая до 1636-го года. Примерно в 1630 стали возводить каменную церковь, тогдашний митрополит Петр Могила вел раскопки и в 1635-м, вроде как, нашел захоронение Ольги. Но шла война с поляками и мощи были где-то спрятаны.
А может и не нашел. По другим сведениям он нашел могилы Владимира и его жены Анны.
Церковь опять была разрушена, новую стали строить в 1828-м.
Снова стали делать раскопки, вроде как нашли в 1830-м, но церковь отказалась признать мощи княгини. Церковь была достроена в 1842-и вновь разобрана в 1939-м.
Еще были раскопки в 1908-1914-м, нашли ли там что - не поняла. И опять началась война.
В 1928-м церковь была снесена и разобрана на кирпичи. В 1939-м проведены раскопки. В ходе раскопок под разобранной церковью найдено было богатое женское захоронение, но идентифицировать его как могилу Ольги было невозможно.
Саркофаг, якобы, был утерян

Почему утерян - не нашла, наверно, в Великую Отечественную. В 1940-м году саркофаг находился в Киевском историческом музее. Но повидимому это не останки Ольги: окошка тут не наблюдается.
Возможно, это было захоронение Анны, жены князя Владимира.
Новые раскопки начались в 2005-м м использованием современных методов исследования. http://www.rusarch.ru/ivakin3.htm
По сообщению сайта псоквской патриархии, в 2007 питерские археологи, нашли богатое женское захоронение, но Киев отмежевался от результатов. Впрочем, в отчетах самих археологов я этого факта не нашла, нет нигде и фотографии перстня. Скорей всего, это фейк. Докатились, партиархия публикует непроверенные сведения.
Женская могила действительно была вблизи стены церкви найдена... среди прочих языческих захоронений.
Далее все опять печально. В 2010-м году все было обратно засыпано песком и глиной. В 2013-м выделены деньги на постройку павильона над раскопом, но павильон не было построен и деньги вернули в казну. В 2015-м вновь вроде бы как начали работы по консервации раскопа.
Поскольку в том же месте археологами обнаружено языческое капище, то ныне по засыпанному пустырю бродят босые неоязычники и шепчут молитвы Перуну.
Tags: Княгиня Ольга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment