Терни (vera_bokova) wrote,
Терни
vera_bokova

Category:

Немного размышлений о критериях социально-этнической идентификации в разные эпохи

Когда-то мне пришло в голову, что имеющиеся в письменных источниках наименования древних славянских племен, можно разделить на две большие группы: оканчивающиеся на -чи и оканчивающиеся на -яне.
Первые - являются родовым именем по имени прародителя (основателя). Это как фамилия, родовое, клановое имя. Вторые - идут от наименования местности, это чаще всего название реки: бужане, висляне, черезпеняне и так далее. Но есть среди них наименования по характеру местности: поляне, древляне дреговичи и сохранившиеся поныне лужичи. Это живущие, соотвественно, среди полей (почти вся земля вокруг  возделана), лесов, болот и, наконец, лугов.
Логично предположить что последняя группа наименований является более общими названиями, чем родовые и наименования по местностям.
У меня есть версия, что лужичанами на самом деле являлись и лютичи (и их соседи Бодричи), так как название это мы имеем из германоязычных источников, а в немецком во впервых нет твердого звука [Л], а во вторых там нет звука [Ж]. Затруднюсь сказать, как немцы произносят наше Ж, но передать на письме они его в те времена могли как угодно, в том числе и как [Т]. Действительно поиск картинок по слову лужичане дает много фото с лужичанами на фоне луговой местности, они почти всегда сфотографированы на лужайках.

Есть еще два обобщающих наименования - сербы и словене.
Неоспоримо, что слово сербы должно означать земледельцы.
Известно, что слово "крестьяне" воникло в период татарского нашествия. Кочевники-завоеватели, имеющие сперва языческое, а позже мусульманское вероисповедание пренебрежительно относились к бедно одетым и вечно занятым копанием в земле оседлым христианам.
Для кочевника образ жизни земледельца был тождественен его вероисповеданию. В те времена вообще религия являлась важным маркером
Оседлый земледелец тоже идентифицировал жестокого завевателя по его мусульманскому вероисповеданию и звал его бусурманином.
Могу с большой долей вероятности предположить, что сами бусурмани звали себя "казак", то есть "свободный".

Итак, дохристианские земледельцы идентифицировали себя как сербов (сорбов, серфов-серпов). Этимология понятна, ведь основным орудием труда кресвтянина еще сто лет назад был серп. Не так давно этот символ был еще так популярен в нашей культуре, он был именно символом крестянства.
Про лужичан мы знем также, что их можно звать еще лужицкими сербами. То есть лужицкими земледельцами. Наименование сербы встречается в самых различных частях средневекового славянского мира от Лужицы до собственно Сербии.
Это идентификация по роду деятельности, а значит по образу жизни, по этническм признакам - одежда. обряды, жилище, подворье.

Поляне на карте тоже находятся не единожды. Это поляне в районе Киева, действительно, там много пригодной для пашни земли, но пояне - еще и древние поляки. И они, ведь, практически сохранили своие древнее наименование. А еще мы знаем их как потомков Ляха.

Древляне жили в лесах. Земледелие у них несколько иное, чем в степной и лесостепной зоне. Тут, прежде чем распахать землю нужно очищать ее от леса. Земли беднее, они быстро истощаются, периодически нужно менять поле. Вплоть до 18-го века тут местами еще практикуется подсечное земледелие. В отличие от степной зоны тут не распространено трехполье. Даже в 20-м веке, при коллективизации крестяне тут противятся когда из заставляют оставлять землю по паром, вывозить на поля удорения. Плотность населения тут не высока и потому до сих пор роаспространены охота и собирательство. Мы в лесной зоне до сих пор ходим по грибы да по ягоды, а в степи этого просто давно нет, разве рыбалка осталась.
Жилище в лесу иное чем в степи. Еще тридцать лет назад путешествуя с свевера на юг (или наоборот) можно было наблюдать, как на границе леса и степи - в районе Воронежа - исчезают деревянные дома и появляются мазанные избы под рогозом. Деревянные дома пережили мазанки. Саман и теперь ее кое-где стоит, но его не видно, он обложен кирпичом или отделан иным материалом. Все же саманная стена требует слишком много ухода.  Рогоз же везде сгнил и заменен современными материалами.

Что касается дреговичей, то тут у меня серьезные сомнения относительно устоявшейся версии. Все же, этноним на "-чи" - это родовое имя. Сомнительно, что эти люди звали себя "детьми болота", скорей всего это не самоназвание, а обидное прозвище, что-то типа "болотичи". Известные нам имена народов это не самоназвания, а имена данные другими народами, и порой это уничижительные прозвища.

Самоназвания вообще сильно отличаются от внешних названий и сейчас. Немцы никогда не звали себя немцами. Этимология этого слова понятна - люди не умеющие говорить по нашему.  Сами они зовут себя дойч, англичане зовут их джёрман, а французы аллеманд (увы, не знаю транскрпцию).
Те, кого мы зовем китайцами, сами себя зовут хань, англичане зовут их чайна, а немцы зовут их хина.
Японцы зовут себя нихон, а англичане зовут их джапан.
Сильно  все разнится, если писать в транскрпции ;)

Но вернемся к нашим  этнонимам. На очереди языковая идентификация. Славяне.
Идентификация по языковому признаку наиболее нам понятна. В настоящее время она является основной. Как еще в наше время идентифицировать своего, если японец одевается так же как русский, араб или американец? Все мы теперь одеты по европейски.
У всех более или именее одинаковый быт, все ходят за хлебом в магазин, а религия имеет слишком мало значения, ее обрядов и ограничений мы часто сами не знаем.

Различные вариации с корнем слав/слов на карте славянского мира самые распространенные. От древних ильменских славен на севере до ныне живущих на юге словаков и словен. Разумеется, такие этнонимы распространены там, где славянский мир соприкасается с этносами, говорящими на языках других групп.
Зачем бы поляне подчеркивали свою языковую идентификацию, если рядом с ним живут другие славяне? Даже там, где рядом живут чудь весь и меря никто не звется славянами, так как помимо угрофинов рядом много не слишком дружелюбных племен, язык которых вполне понятен.

Родственно слово "славяне" слову "слово" или "слава"? Я думаю - обоим. Ведь древние слова многозначны. это после лексика обогащалась и значения слов становились более узкими. По мнению древнего человека славяне - это те, кто гооворит нашими словами, и они наши, а значит славны во всем, понятны: ведут себя согласно нашим правилам (правильно), понятия чести у них наши, не опозорятся, а значит славно ведут себя. Они имеют родную нам внешность, славные такие, ладные, одеты привфычно и причесаны-подстрижены как надо.
В общем славяне во всех смыслах.

Слово это очень древнее, склавен упоминает уже Геродот.
Кстати "к" и "л" по правила морфологии некоторых языков могут вставляться внутрь корня. Для нас это другой корень, а для них это просто другая форма слова. Но эллинистические греки презирали варварские народы и форма "склавены" носит обидный оттенок.

На границе германского и славянского миров распространено было также наименование венеды (венды, винды, венеты, велеты).  Это все те же лужицкие сербы (лютичи,  бодричи), которых виндами звали саксонцы и другие германцы. Балтийское море во 2 веке зовется венедским, о чем пишет Птолемей Клавдий.
Карпаты и долина Дуная - по свидетельсвам древних историков - места проживания венедов.
Но так же зовут тогда и балканских славян. И на аппенинах тогда еще живут те, кто начал строить Венецию. Это славянское население, загнанное врагами в болотистую местность, вымерло, оставив нам лишь топонимы.

Венедия и Германия карта 17 века
Обратим внимание также на лугиев, они же лучжичане, они же "лютичи", что явственно видно из карты.

Иордан пишет о венетах, живущих на северных склонах Альп, по Висле, Дунаю и Днепру.
…У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра [ Днестра ], и на север — до Висклы [ Вислы ], вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра [ Днепра ], там где Понтийское [Черное] море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов»
Очевидно, что и поляне, и древляне, и дреговичи-анты - это все те же славяне, они же венеды.
Иордан же напрямую пишет, что они имеют многие названия по родам и местностям. Уж не знаю, почему у нас до сих по это путают.

Но это все вещи очевидные и засвидетельствованные в источниках, мы же про перейдем к идентификации, про которую почему-то исторки не задумываются
Мы уже сказали, что нынче все от Японии до США одеты прмерно динаково То же можно сказать про разные сословия. У олигарха конечно костюм дорогой и фирменый, а рабочего  скорей всего свитер или толстовка, но и рабочий может надеть костюм, хоть и попроще, а олигарх - свитер.
Вовсе не так было в древности и в средние века. Торговец славянин менее отличался по быту и одежде от своего собрата генуэзца или немца, чем от одноязычного с ним крестянина.
Тем более воин. Если воин-кочевник до 13 века сильно отличался от славянского, то славянский куда менее отличался от европейца, чем от все того же соотечественика крестянина. И все они сильней отличались от крестянина и от купца, чем друг от друга.
Итак одежда, быт, образ жизни, стиль мышления были в те века более общими внутри одного сословия разных народов, чем у разых слословий одного этноса.

Воин - казах в куячном допехе реконструкция

Европейский аналог куяка - бригантина.

Персидский конный лучник

Монгольский конный лучник

Французские лучники


Русские и половцы у стен Чернигова

Мы видим, что варьируется форма шлемов, пластин или кольчуги, наличие рукавиц, ширина штанов и так далее. но по сути - одно. Воин защищен броней и вооружен холодным оружием или луком. Он вынужден много времени тренироваться, он должен иметь средства к существованию, чтобы обеспечить себе оружие. коня и т. п.

А что у крестян?

Немецкий средневековый крестянин


Китайские крестяне

Как видим, примерно одинаковые вилы, косы, топоры, сохи,
и, конечно же, серпы.


Жатва в ВКЛ,

Жатва в Голландии

Жатва на Руси (фреска)

У всех простая и удобная одежда, просторная, из дешевой ткани, похожие орудия труда; быт, определяемый сезонностью работ, мало свободного времени, а значит узкий кругозор и зависимое приниженное положение а также соответствующее этому покорное поведение.

То есть скажем японские крестяне сильно отличаются от наших  и одеждой и орудиями

Но все равно крестянин японский ближе русскому по образу жизни, виду, мыслям, чем воин любой из этих стран.

Стоит ли дополнять илюсстрации купцами?

Русский купец немецкая гравюра 16 в

европейский купец

английский купец 16 в

восточные купцы в порту Калькутты

турецкий купец английская гравюра

арабские купцы

Как видим, везде солидная просторная одежа из дорогих тканей, с разными украшениями, на севере - с мехами. Она чаще всего излишне тяжела, неудобна, но зато всегда богата.
Это ходячая самореглама. Для купца важно выглядеть респектабльно.

На средневековых изображениях мы никогда не спутаем крестянина, купца, воина, ремесленника или землевладельца. А вот страну можем и перепутать. Арабов с персами, китайцев с японцами, англичан с францзами или немцами - так однозначно. До реформации и европейцы  не слишком заголялись, их с нашими спутать легко. Правда, изображений той поры мало.

Отсюда вывод - сословная идентификация в те века была куда проще и важнее, чем скажем языковая. Понятно, как вести себя с воином любой страны, или с купцом, ну а крестяне везде презираемы.

Итак, мы знаем идентификацию славянского крестянства - сербы.
А как же звали воинские слословия, во главе с князем? И не яляется ли часть наименований, кажущихся этнонимами на деле наименованиями воинских кланов или купеческих орденов?
Вспомним события столетней давности, гражданская война, страна раздираема разными силами.  Малоросские села переходящие чуть ли не каждый день из рук в руки.
Тут уж правильная идентификация - вопрос жизни и смерти.
Где махновцы, а где петлюровцы; где буденовцы, а где белая добровольческая армия.
Красных по шапкам-буденовкам видно сразу, по красным лентам. Белые - золотопогонники в добротных английских башмаках.
Которым клясться в верности советам, а которым ругать их на чем свет стоит? А то еще придут невесть какие "зеленые" - от тех вообще ховайся - бо свои местные грабители - хоть националисты, хоть анархисты - последнюю курицу зарежут, корову уведут на свой хутор.

Куды бедному крестянину (в случае домонголской Руси - сербу) податься?
А от кого податься? От дикого находника грабителя казака ("вольного", в переводе с тюркского) из степи, или от дружины княжеской? Да какого князя?
С 10 века это один клан, Рюриковичи. Хоть и бывает, что воюют промеж собою, да все равно правила одни, наследование власти общее, а торговые республики Новгород да Псков вообще через вече приглашают себе князя. Представлять их во внешней политике.
А до прихода Рюриковичей? Кто они, славянские князья? Бодр на Одере, Дрего - в Полесье, Лях на Висле, Вятко  - на Вятке.
Лесная зона делится славянами с угрофинами: весь, меря, мурома, мордва, чудь, водь, карела... Живут меж собою мирно, но по разному. Одни больше землю пашут, другие больше зверя бьют. Рыбку ловят все они бортничают, все грибы-ягоды собирают. Богов языческих каждый своих почитают, пока не пришел еще  на землю эту хрестианский бог.
Обереги разные, но заимствуются, смешиваются постепено, через пару веков после миграции славян на север уже не понять, где чьи, а там уж и хрестианство их унифицировало.
Одни мертвых сжигают, другие - хоронят в срубах. От первых нет ничего кроме горшка с прахом, у вторых - воинский инвентарь.
Чем отличаются люди, похороненные в срубах, и сожженые после смерти? Разного они роду-племени-языка, или же это разные сословия любого из живущих тут народов? А может невоинственые местные угрофины вовсе не бывали воинами?
Определить гаплогруппу кремированных не представляется воможным.
Tags: история, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments